хотела себе футболку заказать, по книге-фильму Американский психопат - силуэт на фоне страницы из книги, но посмотрела текст страницы, благо у меня такое же издание, а там описание групповухи, подробное как инструкция Икеа.
так жаль, что у меня столько англоговорящих знакомых и учеников *рукалицо*
крутой дизайн, но нельзя было взять другую страницу, что ли, ну![](http://s15.postimg.org/b68lphoej/image.jpg)
Эта книга - самая мерзкая вещь, которую мне когда-либо приходилось читать. Я постоянно возвращаюсь к ней мыслями, постепенно переходя от графики с эстетике. Секс, убийства, любовно препарированные с тщательностью ученого, над которыми царит безликость, облаченная в дорогие костюмы. Дух современного общества с топором наперевес. Плод этого общества - общества, где единственное мерило - количество брендовых ярлыков на одежде да золотых карточек в кошельке.
Книга по сути едкая сатира на человека и его место в жизни, ценности и мечты. Патрик, главный герой, с дотошностью перечисляет, во что одеты все его знакомые и каким модным домам принадлежит их одежда, в то время как он не спрашивает имен проституток, которых снимает. Он признается в том, что он безумный маньяк и ему нравится убивать женщин, своим друзьям и невесте - а те даже не обращают на его слова внимания, продолжая обсуждать самые модные места Нью Йорка или предстоящий отдых. Все для всех лишь безликие оболочки в одинаковых костюмах, и Патрика постоянно путают с другими людьми. Его даже собственный адвокат не узнает.
Убийства он описывает так, словно зачитывает список ресторанов в своей записной книжке. Чужая жизнь не вызывает у него эмоций, в то время как он приходит в ярость, когда видит, что у его знакомого визитка лучше, чем у него. Не все эти зверства страшны так, как сама его личность - вернее, плохо прорисованная маска человека. Кто не убивает, тот уже мёртв.
цитаты на английском“…there is an idea of a Patrick Bateman, some kind of abstraction, but there is no real me, only an entity, something illusory, and though I can hide my cold gaze and you can shake my hand and feel flesh gripping yours and maybe you can even sense our lifestyles are probably comparable: I simply am not there. It is hard for me to make sense on any given level. Myself is fabricated, an aberration. I am a noncontingent human being. My personality is sketchy and unformed, my heartlessness goes deep and is persistent. My conscience, my pity, my hopes disappeared a long time ago (probably at Harvard) if they ever did exist. There are no more barriers to cross. All I have in common with the uncontrollable and the insane, the vicious and the evil, all the mayhem I have caused and my utter indifference toward it, I have now surpassed. I still, though, hold on to one single bleak truth: no one is safe, nothing is redeemed. Yet I am blameless. Each model of human behavior must be assumed to have some validity. Is evil something you are? Or is it something you do? My pain is constant and sharp and I do not hope for a better world for anyone. In fact, I want my pain to be inflicted on others. I want no one to escape. But even after admitting this—and I have countless times, in just about every act I’ve committed—and coming face-to-face with these truths, there is no catharsis. I gain no deeper knowledge about myself, no new understanding can be extracted from my telling. There has been no reason for me to tell you any of this. This confession has meant nothing….”
“Everything failed to subdue me. Soon everything seemed dull: another sunrise, the lives of heroes, falling in love, war, the discoveries people made about each other. The only thing that didn't bore me, obviously enough, was how much money Tim Price made, and yet in its obviousness it did. There wasn't a clear, identifiable emotion within me, except for greed and, possibly, total disgust. I had all the characteristics of a human being - flesh, blood, skin, hair - but my depersonalization was so intense, had gone so deep, that the normal ability to feel compassion had been eradicated, the victim of a slow, purposeful erasure. I was simply imitating reality, a rough resemblance of a human being, with only a dim corner of my mind functioning. Something horrible was happening and yet I couldn't figure out why - I couldn't put my finger on it.”
“Where there was nature and earth, life and water, I saw a desert landscape that was unending, resembling some sort of crater, so devoid of reason and light and spirit that the mind could not grasp it on any sort of conscious level and if you came close the mind would reel backward, unable to take it in. It was a vision so clear and real and vital to me that in its purity it was almost abstract. This was what I could understand, this was how I lived my life, what I constructed my movement around, how I dealt with the tangible. This was the geography around which my reality revolved: it did not occur to me, ever, that people were good or that a man was capable of change or that the world could be a better place through one’s own taking pleasure in a feeling or a look or a gesture, of receiving another person’s love or kindness. Nothing was affirmative, the term “generosity of spirit” applied to nothing, was a cliche, was some kind of bad joke. Sex is mathematics. Individuality no longer an issue. What does intelligence signify? Define reason. Desire- meaningless. Intellect is not a cure. Justice is dead. Fear, recrimination, innocence, sympathy, guilt, waste, failure, grief, were things, emotions, that no one really felt anymore. Reflection is useless, the world is senseless. Evil is its only permanence. God is not alive. Love cannot be trusted. Surface, surface, surface, was all that anyone found meaning in…this was civilization as I saw it, colossal and jagged…”цитаты на русскомЖизнь — сплошной облом, а потом ты умираешь.
Если бы ты знала, что я могу с тобой сделать обыкновенной вешалкой.
Нет, на самом деле у меня никого нет. Я хочу сказать, что значит есть? Когда у тебя что-то есть, значит, это твоё, правильно? А разве другой человек может быть твоим? Такое вообще бывает?
… существует представление о Патрике Бэйтмене, некая абстракция, но нет меня настоящего, только какая-то иллюзорная сущность, и хотя я могу скрыть мой холодный взор, и мою руку можно пожать и даже ощутить хватку моей плоти, можно даже почувствовать, что ваш образ жизни, возможно, сопоставим с моим. Меня просто нет. Я не имею значения ни на каком уровне. Я – фальшивка, аберрация. Я – невозможный человек. Моя личность поверхностна и бесформенна, я глубоко и устойчиво бессердечен. Совесть, жалость, надежды исчезли давным-давно (вероятно, в Гарварде), если вообще когда-нибудь существовали. Границы переходить больше не надо. Я превзошел все неконтролируемое и безумное, порочное и злое, все увечья, которые я нанес, и собственное полное безразличие. Хотя я по-прежнему придерживаюсь одной суровой истины: никто не спасется, ничто не искупит. И все же на мне нет вины. Каждая модели человеческого поведения предполагает какое-то обоснование. Разве зло – это мы? Или наши поступки? Я испытываю постоянную острую боль, и не надеюсь на лучший мир, ни для кого. На самом деле мне хочется передать мою боль другим. Я хочу, чтобы никто не избежал ее. Но даже признавшись в этом – а я делал это бесчисленное количество раз, после практически каждого содеянного мной поступка, — взглянув в лицо этой правде, я не чувствую катарсис. Я не могу узнать себя лучше, и из моего повествования нельзя понять что-то новое. Не надо было рассказывать вам об этом. Это признание не означает ровным счетом ничего…
… там, где была природа и земля, жизнь и вода, я вижу бесконечный пустынный ландшафт, напоминающий кратер, до такой степени лишенный смысла, света и души, что мозг не способен понять его ни на каком уровне сознания и, если подойти слишком близко, то мозг бунтует, не в состоянии воспринять это. Видение было настолько ясным, правдоподобным и живым, что показалось мне абстрактным. Насколько я мог понять, этим я жил, это двигало мною. Вот география моей действительности: у меня никогда не было и в мыслях, что люди – хорошие, что человек способен измениться, или что мир можно сделать лучше, если получать удовольствие от чувств, взглядов и жестов, от любви и доброты другого человека. Не было ничего положительного, термин “великодушие” ничего не значил, был своего рода избитым анекдотом. Секс – это математика. Индивидуальность больше не имеет значения. Что такое ум? Четкие доводы. Страсть бессмысленна. Мысль не панацея. Правосудие мертво. Страх, взаимные обвинения, симпатии, вина, тщетность, неудача, скорбь – чувства, которых на самом деле не испытываешь. Переживания бессмысленны, мир стал бесчувственным. Единственное постоянство – зло. Бог умер. Любви нельзя доверять. Поверхность, поверхность, поверхность, лишь в ней оказался смысл… такой, огромной и разорванной увидел я цивилизацию…
Ну как ей дать понять, что я ни в чем не могу разочароваться, поскольку нет ничего такого, чего бы я ожидал?
— Прошлое – не реальность. Это всего лишь сон, — говорю я. — Не говори о прошлом.
Завеса звезд, миллионы рассеянных звезд сверкают на небе, их столько, что это унижает меня, и мне трудно это стерпеть.
Пока Чарльз рассчитывается с продавщицей, я играю с девочкой, сидящей на руках у Нэнси: протягиваю ей мою платиновую карточку American Express, она пытается ее схватить, а я качаю головой и говорю с ней тоненьким детским голосом, держа ее за подбородок и помахивая карточкой у нее перед лицом:
— Да, я абсолютно невменяемый психопат-убийца, о да, я такой, я люблю убивать людей, да, дорогая, да, мой маленький сладенький пирожок, я такой…
В очень джазовой “Who Dunnit?” поется про растерянность человека в большом непонятном мире, и что самое замечательное – песня заканчивается ничем, герой так и не находит выхода.
— Тимоти, Патрик не циник. Он соседский мальчик, правда, милый?
— Неправда, — шепчу я себе под нос, — я ебучий психопат.
— Я находчив, – говорит Прайс. – Я личность творческая. Я молод, беспринципен, высоко мотивирован и хорошо образован. В сущности, я утверждаю, что общество не может позволить себе потерять меня. Я – его актив.
А футболку я бы все равно купила хд Хотя у нас даже таких нет. Она крута, не смотря на текст, главное чтобы тебе нравилось, как по мне, а остальные пусть шеи сворачивают и удивляются хд
но оно того стоит.
хотя те, кто дочитал эту книгу (про адекватность перевода не знаю, правда, я продиралась через оригинал) - сами психопаты, по-другому не назовешь.
Я люблю книги про убийства и маньяков
Мне тоже всегда были интересны. В книге, кстати, есть пара сцен, где Патрик, ГГ, приводит примеры про знаменитых маньяков - я теперь понимаю, как крипи это выглядит для остальных.))
вот текст со страницы, кстати.
“Lick her cunt first,” I tell Sabrina and with her own fingers she spreads it open and starts lapping at it like a dog while massaging the clit and then she moves up to Christie's asshole which she laps at in the same way. Christie's moans are urgent and uncontrolled and she starts pushing her ass harder into Sabrina's face, onto Sabrina's tongue, which Sabrina pushes slowly in and out of Christie's asshole. While she does this I watch, transfixed, and start rubbing Christie's clit quickly until she's humping onto Sabrina's face and shouts “I'm coming” and while pulling on her own nipples has a long, sustained orgasm. And though she could be faking it I like the way it looks so I don't slap her or anything.
Tired of balancing myself, I fail off Christie and lie on my back, positioning Sabrina's face over my stiff, huge cock which I guide into her mouth with my hand, jerking it off while she sucks on the head. I pull Christie toward me and while taking her gloves off start kissing her hard on the mouth, licking inside it, pushing my tongue against hers, past hers, as far down her throat as it will go. She fingers her cunt, which is so wet that her upper thighs look like someone's slathered something slick and oily all over them. I push Christie down past my waist to help Sabrina suck my cock off and after the two of them take turns licking the head and the shaft, Christie moves to my balls which are aching and swollen, as large as two small plums, and she laps at them before placing her mouth over the entire sac, alternately massaging and lightly sucking the balls, separating them with her tongue. Christie moves her mouth back to the cock Sabrina's still sucking on and they start kissing each other, hard, on the mouth, right above the head of my dick, drooling saliva onto it and jacking it off. Christie keeps masturbating herself this entire time, working three fingers in her vagina, wetting her clit with her juices, moaning. This turns me on enough to grab her by the waist and swivel her around and position her cunt over my face, which she gladly sits on. Clean and pink and wet and spread, her clit swollen, engorged with blood, her cunt hangs over my head and I push my face into it, tonguing it, craving its flavor, while fingering her asshole. Sabrina is still working on my cock, jacking off the base of it, the rest of it filling her mouth, and now she moves on top of me, her knees resting on either side of my chest, and I tear off her teddy so that her ass and cunt are facing Christie, whose head I force down and order to “lick them, suck on that clit” and she does.
It's an awkward position for all of us, so this only goes on for maybe two or three minutes, but during this short period Sabrina comes in Christie's face, while Christie, grinding her cunt hard against my mouth, comes all over mine and I have to steady her thighs and grip them firmly so she won't break my nose with her humping. I still haven't come and Sabrina's doing nothing special to my cock so I pull it out of her mouth and have her sit on it. My cock slides in almost too easily - her cunt is too wet, drenched with her own cunt juice and Christie's saliva, and there's no friction - so I take the scarf from around Christie's neck and pull my cock out of Sabrina's cunt and, spreading her open, wipe her cunt and my cock off and then try to resume fucking her while I continue to eat out Christie, who I bring to yet another climax within a matter of minutes. The two girls are facing each other - Sabrina's fucking my cock, Christie's sitting on my face - and Sabrina leans in to suck and finger Christie's small, firm, full tits. Then Christie starts French-kissing Sabrina hard on the mouth as I continue to eat her out, my mouth and chin and jaw covered with her juices, which momentarily dry, then are replaced by others.
Вот что значит ХАРДКОР х) Вот так надо описывать жестокую энцу и кинк, а то сплошные фиялки во время секса, аж надоело уже)
Хотя да, тому, кто понимает, текст покажется странным. НУ И ПУСТЬ! х))
но оно того стоит.
Тот редкий для меня случай, когда не хватило терпения переждать нудное начало. Меня сам текст, а не содержание, как-то сразу покоробил.
Читаю вот цитаты, и немного жалею, что не осилила. Может, попробую снова.
Спасибо <3
А фильм, к слову, довольно неплох. Не имею возможности сравнить с первоисточником, но смотреть было интересно.
"Все эти футболки по 580 руб идут + доставка по России почтой 250 руб, если вы не в Москве находитесь, а оплата происходит на почте при получении ("Почтой России" наложенным платежом отправляем)"
БЕРУ, сомнений хватило ненадолго XD
Может, попробую снова.
я, в принципе, вынесла самые интересные цитаты. можешь начать со страницы этак сотой, ничего не потеряешь.)
А фильм, к слову, довольно неплох.
неплох, но до чернушности книги не дотягивает, конечно, поэтому я была немного разочарована после всех этих "оооо фильм такой жестокий". ХА-ХА. и жаль, не все монологи были, что в цитатах.
я впервые подумала про Бейла, что он хорооош, однако. в книге сцены про бензопилу наперевес и голого Патрика в кроссовках не было, кстати.
cs319917.vk.me/v319917422/6639/BA2W3orTwis.jpg
Я так не могу))) Я даже введение к "Алой букве" прочитала от первой до последней строчки, хоть и ничего интересного оно для меня не представляло. Читать, так целиком.
в книге сцены про бензопилу наперевес и голого Патрика в кроссовках не было, кстати.
Зато как зрелищно.