Итак. Вчера сходила на киноспектакль - "Суровое испытание". Автор пьесы - Артур Миллер. Спектакль длится три с половиной часа - и никогда, пожалуй, три часа не пролетали незаметнее.
Я успокоилась, отошла - но это спокойствие водной глади, сомкнувшейся над камнем; а он падает, падает, падает.

История, думаю, знакома очень многим - за основу взят знаменитый Салемский процесс над ведьмами. Но сухая формулировка "основано на реальных событиях" здесь совсем не подойдет. Мы, зрители - часть этого события, которое разворачивается прямо перед нами; часть этого угрюмого, неприветливого пуританского мира, где жизнь - всего лишь страница из Библии. Тёмные, грязные цвета; пара стульев да кровать - и вот он, 1692 год, небольшой городок, суровая жизнь. Человечество, рассказанное и показанное через нескольких его представителей. Это история о мести, о зависти, об ошибках, об алчности, о трусости, о правде, о любви, о лжи, о боли, о предательстве, об искуплении и о духе. Вся наша человеческая натура, века выскрёбывания себя из грязи, чтобы в неё же и рухнуть, прикрываясь именем Господа, прикрываясь Его словом - искажая его себе же в угоду. Библию писали люди, законы писали люди - и люди их же и выполняют. Было просто физически больно и тошно смотреть, как они, в иступленном желании спасти свою драгоценную шкуру, лгали и отправляли людей на смерть, действуя вопреки принципам, на которых они строили свою жизнь. Чудовищно несправедливо и безнаказанно. И самое страшное - осознавать, что люди жили так веками и до сих пор живут. Лгут во имя Бога, убивают во имя Бога, хотя главное, что дал Бог - дар жизни, а чтобы его отнять, всего и требуются-то пара голословных обвинений и фальшивых слёз. Ненавистно думать, что это и есть Бог в представлении миллионов людей - рамки, правила, и отсутствие свободы выбора. Вообще отсутствие свободы. Человек рождался - и Бог уже был в его доме, в его семье, в его общине, в его жизни и судьбе. Я верю, что человек должен прийти к Богу сам. Я верю, что Бог и Дьявол - в душе человека, а не в книгах с десятками ошибок и не в цитатах, перекраиваемых под говорящего. Храм Божий - весь мир, и человек не должен осуждаться за то, что по воскресеньям не ходит в церковь. Если все мы дети Его и равны перед Ним - тогда почему одни равнее других, и мы должны воспринимать слова недалеких, узких, алчных умов за Его слова? Почему мы должны восхвалять Его через терзания, муки, и лишения, а не через любовь, радость, и довольство?
Всё действие в спектакле было во имя Бога - и в то же время его там не было. Были сильные, чистые душой люди, и было стадо. И хотя я не верю в классическое представление ада, я до дрожи, яростно желала, что Абигейл - девушка, из-за которой всё и началось - и остальные "невинные дети" попадут в ад, и что мучения их будут страшнее, чем все муки их жертв, вместе взятые. Никогда я еще так не сопереживала героям, сочувствовала им, ненавидела и любила вместе с ними. Язык тела, язык жестов, выражение глаз, энергетика, шёпот, крик - невероятно, это не актёры жили чужими жизнями, это чужие жизни приняли облик актёров и говорили с нами. Безнадёжная, тяжёлая вещь, и в то же время доказывающая, что во всем времена были Люди, которые, как и Бог, достойны упоминаться с большой буквы.
Опустошающий спектакль. Катарсис в первую очередь через разум, и только потом через эмоции.
Эта история - мы, ведьмы Салема - мы, суд - мы, и она вновь и вновь разыгрывается, и исход всё тот же.